Как научиться говорить «нет»?

Как научиться говорить «нет»?

Быть человеком безотказным и быть человеком, всеми уважаемым и любимым, – это отнюдь не одно и то же. Скорее даже наоборот, людей, которые не могут сказать «нет», ни в грош не ставят ни в трудовых коллективах, ни в дружеских компаниях. И рано или поздно, они превращаются в эдаких услужливых пажей, к помощи которых каждый считает должным прибегать по любому поводу, не считаясь при этом с их личными планами и мнением.

Чтобы сохранить уважение окружающих, да и к самому себе, нужно научиться отказывать. Но, как показывает практика, многим из нас сделать это оказывается совсем непросто. Так давайте разберемся, что же лежит в основе нашей безотказности и как от этого можно избавиться.

Почему отказать порой так сложно?

Чаще всего, у истоков этой проблемы стоит банальный страх. У каждого он свой. Отказывая начальству, мы боимся попасть в немилость, отказывая сотрудникам по работе, опасаемся не вписаться в коллектив, говоря «нет» друзьям и многочисленным родственникам, боимся остаться непонятыми и осужденными. И в итоге рискуем превратиться в некую «девочку на побегушках», приносящую кофе, бегающую всему офису за обедами, перепроверяющую чужие отчеты в ущерб своим прямым служебным обязанностям. Мы помогаем близким, выгуливая их собак, забирая детей из детсада, в ущерб собственной личной жизни.

Если вы ждете от кого-то благодарности за ваши одолжения, то глубоко ошибаетесь. Таких вот «удобных» сотрудников никогда не продвинут по служебной лестнице, потому что считают их бесхарактерными. Родные тоже не оценят геройства и будут воспринимать вашу безотказность как должное. А если вы, и того хуже, побоявшись отказать, не выполните обещанное, а потом будете сочинять нелепые отговорки, то и вовсе рискуете прослыть ненадежным человеком.

Что же делать?

Если вы пришли на новое рабочее место, то не пытайтесь, выполняя мелкие поручения, не входящие в круг ваших прямых обязанностей, заслужить всеобщую симпатию. Лучше сразу же ответить вежливым отказом, не боясь, что из-за этого возникнут конфликты на работе. Позже это сделать будет гораздо сложнее. Ведь если сотрудники привыкли к вашей услужливости, то отказ может привести к искреннему недоумению. Тогда вам придется дольше объяснять, почему вы не можете или не хотите выполнять их просьбы.

Никто не спорит, что сказать «нет» порой бывает страшно. Но вспомните, ведь страшно было и на вступительных экзаменах, и на собеседованиях. Но мы, преодолевая страх, все же получали положительный результат. Так что, бойтесь, но все же отказывайте. Для того чтобы «нет» прозвучало убедительнее, можете потренироваться говорить его дома перед зеркалом. Повторяйте его так часто, как это необходимо для того, чтобы он звучало привычно для вас.

Не бойтесь, что отказав дать в долг или сбегать за печеньем к чаю, вы рискуете лишиться друзей. Настоящие подруги любят вас не за услужливость, а те, кто отсеется, вам вряд ли были истинными товарищами.

Стоит принять к сведению и то, что вы вовсе не обязаны пускаться в долгие объяснения, почему в этот раз вынуждены отказать. Ведь вы имеете полное право принять такое решение даже и без видимых на то причин.

Если с просьбой к вам обратился начальник, то вы вправе поинтересоваться, как будет оплачиваться эта дополнительная работа, которая в круг ваших обязанностей не входит. И предупредить, что если станете распыляться, это может сказаться на качестве вашей основной работы.

И последнее, прежде чем давать утвердительный ответ на чью-то просьбу, подумайте, действительно ли вы хотите делать это, принесёт ли вам выполнение просьбы удовольствие, поможет реализоваться либо сулит вам какие-то выгоды в дальнейшем? Если нет, то смело отказывайтесь. И не бойтесь осуждения. Нравиться всем просто невозможно. Если же вы будете самой собой, то с вами будет легко работать, приятно общаться и здорово дружить.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *