Издавна русская баня была местом, где проводилось исцеление. Исцелить – сделать целым, освободить от болезни, возвратить здоровье. Сделать цельным – это значит убрать то, что мешает цельности души и тела. Народная мудрость , пословицы и поговорки, так говорит о бане: Баня парит, баня правит, баня все грехи смывает; В бане мыться, заново родиться; Баня – мать вторая: кости распарит, всё дело поправит.
Сила бани в жаре и паре, в холодной воде. И банный веник – целитель в бане. Одухотворяет же баню банный дух, хозяин бани – баенник, байник (домовой бани). Не терпит баенник суеты, шума, ругани, грязи. Смывай свои нечистоты в бане, не разводи грязь. При входе в баню оставь у порога плохое настроение, раздражение. Попроси у баенника позволения помыться, попариться, здоровье поправить. При выходе – поблагодари. Если оздоровлённым вышел из бани, значит всё правильно сделал, угодил баеннику. А если с тяжёлой, больной головой – не угодил хозяину, что-то не так сделал. «Из бани вынес» – говорят о болезни, неизвестно отчего начавшейся.
По древним поверьям баня помогает восстанавливать и поддерживать не только физическую форму, но и укреплять магическую силу человека.
В особые дни, которые определяли по православному календарю (Великий четверг, накануне Троицы, в понедельник Фоминой недели, в Дмитрову субботу) баню использовали для общения с умершими родственниками. Готовили баню, приносили чистое бельё, полотенце, обрядовый хлеб, звали умерших дедов, кланялись и уходили. Утром смотрели, как дедам понравилась баня. Готовили баню и накануне сорокового дня после смерти хозяина или хозяйки дома. На окно клали полотенце и одежду, на полок (место, где парятся) – новый распаренный веник и мыло. Спустя какое-то время, родственники шли париться сами.
Христианская церковь считает баню нечистым местом. А баенник, попал в разряд нечисти.